Вернуться: Родителям

Ранняя помощь

Что такое ранняя помощь

Распоряжением Правительства РФ от 31.08.2016 принята Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года. Согласно Концепции, принято использовать термин «ранняя помощь» вместо термина «раннее вмешательство»

Согласно своей цели, программы ранней помощи охватывают период с момента рождения ребенка до достижения ребенком возраста, когда он должен идти в дошкольное учреждение (в некоторых случаях программа может быть продолжена до школьного возраста).

Согласно своей цели, программы ранней помощи охватывают период с момента рождения ребенка до достижения ребенком возраста, когда он должен идти в дошкольное учреждение (в некоторых случаях программа может быть продолжена до школьного возраста).

Программы ранней помощи предназначены для всех семей с детьми, имеющими риск отставания или нарушения в развитии. Иногда с момента рождения ребенка может быть очевидным, что семье потребуется поддержка специалистов в его развитии. Часто это касается детей, которым сразу после рождения был поставлен диагноз (например, синдром Дауна), детей, родившихся недоношенными, с малой массой тела, или детей, которые были прооперированы сразу же после рождения. Даже до того, как ребенок будет выписан домой из больницы, родители могут нуждаться в консультации специалистов о том, как развивать ребенка. Некоторые дети могут появиться на свет без каких-либо проблем, но их развитие может происходить медленнее, чем у остальных детей, или отличаться от типичных образцов развития.

Индивидуальные программы ранней помощи направлены на развитие всех базовых навыков, а также любых навыков, которые ребенок осваивает в течение первых трех лет жизни. А именно:

  • Двигательные навыки (дотягиваться и брать игрушки, поворачиваться, ползать, ходить)
  • Когнитивные навыки (думать, помнить, решать поставленные задачи);
  • Коммуникативные навыки (слушать обращенную к нему речь, понимать, разговаривать);
  • Социально-эмоциональные навыки (играть, взаимодействовать с другими людьми, проявлять чувства);
  • Навыки самообслуживания (кушать, одеваться, мыться).

[свернуть]
Кто может обратиться?

  • дети, имеющие статус «ребенок-инвалид» в возрасте от 0 до 3 лет
  • дети в возрасте от 0 до 3 лет, не имеющие статуса «ребенок-инвалид», у которых выявлено стойкое нарушение функций организма или заболевание, приводящие к нарушениям функций организма, или выявлена задержка развития
  • дети в возрасте от 0 до 3 лет, родители которых обеспокоены развитием и поведением ребенка

[свернуть]
Как получить услуги ранней помощи?

  • направление врачами-специалистами медицинских организаций независимо от форм собственности: неврологами, педиатрами, неонатологами и др.
  • самостоятельное обращение в учреждение

На первичный прием в БУ «Ханты-Мансийский реабилитационный центр» можно записаться по телефону +7(3467) 33-61-59, либо обратиться по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Красногвардейская, 7А, каб.№13.

[свернуть]
Диагностика в раннем возрасте

Основными инструментами оценки уровня развития детей в возрасте до 42 месяцев служат шкалы KID-R и RCDI-2000. Эти шкалы представляют собой вопросники, описывающие разнообразные типичные формы поведения детей первых лет жизни.

Вопросники заполняют родители ребенка или другие члены семьи, находящиеся в постоянном контакте с ребенком. Преимущество использования мнения родителей для заполнения вопросника в том, что они наблюдают ребенка постоянно, в самых разных ситуациях. Отвечая на пункты вопросника, родители наблюдают за поведением ребенка, часто специально создают ситуации, чтобы увидеть, как ребенок умеет что-то делать. Они лучше узнают своего ребенка, начинают больше интересоваться его развитием.

Для заполнения бланков специальных знаний не требуется ― достаточно прочесть и правильно понять инструкцию и вопросы.

Шкала KID-R C оценка развития ребенка в возрасте до 16 месяцев

Шкала состоит из 252 пунктов, разделенных на 5 областей: «когнитивная», «движения», «язык», «самообслуживание», «социальная». Вся совокупность 252 пунктов называется полной шкалой.

Анкета

Инструкция по заполнению бланков и вопросник

Шкала RCDI-2000 C оценка развития ребенка в возрасте от 14 месяцев до 3,5 лет

Вопросник включает 216 пунктов, распределенных по 6 областям: социальная, самообслуживание, крупные движения, тонкие движения, развитие речи, понимание языка.

Анкета

Инструкция по заполнению бланков и вопросник

*Скачиваете на компьютере, открываете с помощью программы Adobe Reader, затем необходимо заполнить все предусмотренные поля ручкой, принести на прием к специалисту.

[свернуть]
О групповых занятиях с детьми раннего возраста в учреждении

Групповые занятия проводятся в БУ «Ханты-Мансийский реабилитационный центр» с 2012 года, постепенно расширяются их направления.

Сегодня учреждением реализуется программа по оказанию социально-коррекционной помощи детям раннего возраста в группах кратковременного пребывания «Малыш» и включает следующие направления:

комплексные подгрупповые занятия по психологическому коррекционно-развивающему обучению и социальному воспитанию (психолог, инструктор по труду, педагог дополнительного образования;

комплексные подгрупповые занятия по сенсорно-моторной стимуляции, формированию речевых навыков (воспитатель, логопед);

занятия по развитию коммуникативных навыков средствами театрально-игровой деятельности (Монтессори-творчество C социальный педагог).

Групповые встречи проводятся 2 раза в неделю, количество детей — 5-7 в группе вместе с мамой или другим членом семьи, который занимается воспитанием ребенка.

Групповые встречи заключаются в групповой консультативной помощи родителям по актуальным вопросам детского развития.

[свернуть]

Памятка «Ранняя помощь»