Давайте представим лошадь, бегущую по полю. Какие слова могут охарактеризовать эту картину? Свобода, уверенность, грация, красота, скорость… Этот список можно продолжать.
Эта картина вызывает в основном положительные эмоции в случае, когда мы являемся просто наблюдателями. Если же есть возможность прикоснуться к природе с помощью лошадей, возникают еще более позитивные чувства!
Взрослые люди визжат от восторга, когда впервые садятся на лошадь. А что говорить о детях и, тем более, «особенных» детях. Какой шквал эмоций испытывает маленький человек, который ограничен в физических возможностях? Он не умеет ходить, но зато сам сидит на лошади — от этого непомерно счастлив!
В древние времена человечество было намного ближе к природе, чем сейчас. Известно, что еще тогда прибегали к лечению животными, и они исцеляли! Многие методики зоомедицины зародились во времена Гиппократа и дошли до наших дней, но популярность набирают только сейчас. У каждой свои особенности и сильные стороны. Рассмотрим одну из них- иппотерапию.
Иппотерапия — одна из эффективнейших методик лечения животными посредством лошадей. Она направлена на борьбу со многими заболеваниями.
Некоторые называют иппотерапию лечебной верховой ездой. Да, основной эффект от лечения достигается именно за счет упражнений, выполняющихся на лошади. Но все же нельзя сказать, что эти два понятия абсолютно тождественны. Ведь важным условием для исцеления является не только верховая езда, но и просто общение с лошадью, уход за ней.
При лечении используется комплексный подход: человек разогревает и разрабатывает мышцы, сидя верхом на лошади, получает сумасшедший заряд энергии и просто огромное удовольствие от общения с этим животным.
Чаще всего борются с такими заболеваниями, как ДЦП и различными нарушениями опорно-двигательной системы, а также аутизмом.
Еще к показаниям относят:
- Сколиоз 1,2 степени или иные нарушения позвоночника;
- Различные нарушения суставов;
- Синдром Дауна;
- Полиомиелит;
- Неврозы и иные заболевания нервной системы;
- Нарушения слуха;
- Нарушения зрения;
- Нарушения речи;
- Сбои работы органов чувств;
- Инсульты;
- Склероз;
- Избыточный вес;
- Задержка умственного и физического развития.
Иногда взрослым людям с бронхиальной астмой, хроническим бронхитом, заболеваниями сердечно-сосудистой системы назначают иппотерапию в комплексе с другими видами лечения.
Занятия на лошади создают эффект интенсивной тренировки, но в то же время, являются очень щадящими, что исключает побочные реакции и опасность перенапряжения при данных заболеваниях.
Также иногда иппотерапию используют при лечении алкоголизма и наркотической зависимости.
Известно, что во время войн лечили лошадьми. Получив травму в бою, ускоряли реабилитацию с помощью езды на лошади и, надо сказать, добивались успехов.
А случай с девушкой, больной полиомиелитом, и излечившейся с помощью иппотерапии, произвел настоящий фурор. Она не просто выздоровела после 9 лет занятий, но и получила серебряную медаль на параолимпийских играх.
Но как у каждого вида лечения, у иппотерапии имеются некоторые противопоказания. К ним относят:
- Эпилепсию;
- Тяжелые формы заболеваний нервной системы;
- Аллергию на шерсть лошади;
- Остеопороз (повышенная ломкость костей);
- Остеомиелит (инфекционное воспаление костной ткани);
- Гемофилию;
- Сколиоз 3,4 степени.
Как и в случаях исцеления другими животными, например собаками или дельфинами, страх перед лошадью к противопоказаниям не относят. Инструктор должен помочь найти человеку контакт с четвероногим доктором.
А зачастую случается так, что к концу занятия пациент, боявшийся лошадь, не хочет с ней расставаться.
Иппотерапия — уникальный метод лечения. Она воздействует на организм комплексно. Можно выделить два основных принципа:
- Физический (непосредственно воздействие лошади на всадника при выполнении упражнений или просто движения лошади);
- Психологический, или эмоциональный (психологическая разгрузка при общении с лошадью).
Основополагающими в лечении являются двигательные импульсы, которые животное передает всаднику. У лошади специфичный такт движения, особый ход, схожий с ходом человека.
Незаметно для себя пациент прикладывает усилия. Ведь ему нужно напрягать мышцы, чтобы не упасть, держать равновесие, координировать свои движения.
Сидя на лошади, у всадника работают почти все группы мышц, затрагиваются те, которые в обычных условиях почти не задействованы.
Как правило, иппотерапия проводится без седла, ведь температура тела лошади выше температуры тела человека. Таким образом происходит массаж уже разогретых мышц, а это значительно усиливает эффект лечения.
Что касается положительного эмоционального эффекта, его значимость сложно переоценить. Ребенок чувствует себя намного увереннее, находясь рядом с лошадью. Дети с заболеванием ДЦП могут прекрасно обходиться без колясок и костылей верхом на лошади, а это очень мощное самоутверждение для них.
Общение с лошадью и уход за ней очень полезны для детей. Это учит их доброте, чуткости, чувству ответственности, вырабатывает способность к доверию. Некоторые дети даже могут делиться секретами с этими животными. Они учатся прислушиваться к партнеру и быть внимательнее. Их покидает чувство агрессии и тревоги.
Зачастую маленькие пациенты не догадываются, что лечатся, верховая езда воспринимается ими как развлечение, поэтому отсутствует чувство сопротивления, и в результате лечение быстрее приносит свои плоды.
Эффективность иппотерапии доказана давно и подкреплена результатами, полученными в ходе лечения. Конечно, в сложных случаях нужно заниматься годами, а это большой труд. Но это того стоит. Некоторым пациентам достаточно нескольких занятий, и можно заметить видимые изменения, однако это встречается редко.
Встречаются очень тяжелые случаи заболеваний у детей-инвалидов. Например, известно, что тонус в мышцах у детей, больных ДЦП, настолько сильный, что прощупать их иногда не удается и опытному врачу или массажисту.
Верховая езда очень расслабляет и значительно снижает тонус мышц. Плюс к этому она улучшает кровоток, что тоже способствует улучшению подвижности и скорейшему насыщению клеток мозга кислородом.
Благодаря занятиям улучшается общее физическое состояние пациента, снимаются спазмы, улучшается координация движений. Ребенок лучше ориентируется в пространстве. Ну и психологический фактор играет важную роль — появляется уверенность в своих силах.
Что касается детей-аутистов, то здесь занятия иппотерапией несут только психологическую нагрузку. Эффект от занятий иногда заметен сразу. Дело в том, что ребенок и лошадь очень тесно взаимодействуют. Это может напоминать ему дружбу.
Таким образом, маленький пациент становится более открытым к общению, его покидают страхи и чувства тревожности, возбудимости, замкнутости, он становится внимательнее, общительнее и доверчевее, реакции становятся быстрее. В результате лечения достигается психологическая гармония.
Занятия с лошадью помогут скорректировать осанку. Если степень заболевания невысокая, все изменения позвоночника обратимы. Даже спустя некоторое время после занятий иппотерапией остается рефлекс выпрямления спины, его нужно просто поддерживать.
За границей иппотерапию начали использовать раньше, и список заболеваний, подвластных этому методу лечения, у них несколько больше. Так, например, помимо выше перечисленных проблем, с помощью иппотерапии лечат еще ожирение и целлюлит. Инструктор разрабатывает специальный комплекс упражнений на лошади, чтобы пациент мог справиться с лишним весом.
Лошадь — животное очень умное, обладающее феноменальной памятью.
Она запоминает привычки человека, его походку, жесты, мимику, очень хорошо чувствует эмоциональное состояние человека и улавливает его настроение и интонацию.
Несмотря на свои размеры, лошадь полностью предсказуема для человека. Именно это является залогом успеха при лечении. Человек очень легко идет с лошадью на контакт и полностью ей доверяет.
Иппотерапия является самостоятельной методикой. Но все же, лечение лучше проводить в комплексе с другими процедурами. Например, помимо лечебной верховой езды иногда назначают ЛФК, применение лечебных грязей, массажей, физиопроцедур и т.д.
Занятия иппотерапией могут проводиться индивидуально или в группе. Периодичность занятий — 1-2 раза в неделю. Если пациент приезжий и проходит курс реабилитации на выезде, занятия проводятся ежедневно. Задействованы в ходе занятий будут сам пациент, лошадь, инструктор-иппотерапевт и коновод. Продолжительность одного занятия — 15-45 минут.
Итак, какие основные этапы включает лечение лошадьми?
- Первый этап — ознакомительный (или адаптационный). На этом этапе изучается история болезни, назначается необходимый комплекс упражнений, происходит знакомство с лошадью, с инструктором, привыкание ребенка. Пациент может наблюдать, гладить животное, угощать его. Затем, когда адаптация прошла, можно садиться верхом и спешиваться. Обычно этот этап проходит быстро. Но некоторым детям может потребоваться и несколько занятий.
- Второй этап — подготовительный (непосредственно перед выполнением основных упражнений). На этом этапе лошадь уже приводят в движение. Ребенок привыкает к ходу лошади, учится держаться верхом, сохранять равновесие, правильно координировать свои движения — формируется правильная посадка. Могут выполняться дыхательные упражнения.
- Третий этап — основной. На этом этапе выполняются основные упражнения, которые назначил иппотерапевт.
- Четвертый этап — заключительный. На этом этапе закрепляют результаты, корректируют неточности при выполнении упражнений.
Упражнения могут выполняться в различных положениях: лежа на животе, на спине, сидя лицом к шее лошади, сидя спиной.
Инструктор может требовать выполнять упражнения с закрытыми глазами, когда лошадь стоит, идет шагом или рысью.
Это могут быть разнообразные наклоны, смена положения на лошади, бросание мяча, различные упражнения на гибкость и другие движения. Сложность и характер упражнений зависит от заболевания пациента.
Понятно, что лошадь, которая используется для лечения, должна быть специально обучена, спокойна, непуглива и доброжелательна. Почти каждое животное можно подготовить для занятий.
В иппотерапии избегают только лошадей «горячих» кровей. Например, у арабских чистокровных, ахалтекинцев, чистокровных верховых лошадей генетически заложено безудержное движение.
Поэтому на такое животное нельзя сажать ребенка.
Иппотерапия в России стала развиваться с 1991 года. До этого времени у нас просто не было специалистов. Сейчас же существуют учебные заведения, где можно освоить специальность инструктора по иппотерапии.
В России почти в каждом регионе практикуют эту методику. Функционируют как крупные реабилитационные центры, так и небольшие конно-спортивные клубы, оказывающие услуги лечения лошадьми.
Иногда на базе санаториев, принимающих людей с различными заболеваниями опорно-двигательного аппарата и нервной системы, имеются лошади-терапевты.
Особенно развита иппотерапия в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Ростове, Казани, Уфе, Севастополе, Саранске, Курске, Красноярске, Екатеринбурге.
Цены на иппотерапию варьируются от 400 до 1000 рублей за одно занятие. Это зависит от квалификации специалистов, продолжительности занятий, известности и популярности учреждения, его расположения. В крупных городах, конечно, цены выше.
В России действует несколько организаций, занимающихся лечебной верховой ездой бесплатно.
Например, с 2007 года Санкт-Петербургская благотоворительная организация «Зеленый мир детства» проводит абсолютно бесплатные занятия для детей-инвалидов. Работники наблюдают за результатами каждой группы, полученными в ходе занятий, и ведут статистику.
В том же 2007 году начала свою деятельность еще одна благотворительная организация «Поводья жизни», что находится в городе Алушта, Республика Крым.
Подробнее об организации «Поводья жизни» вы можете узнать из следующего видео.
Не все врачи доверяют такой методике, как иппотерапия. Ведь она относится к нетрадиционным видам лечения. Но она зарекомендовала себя хорошо уже давно. Главным показателем являются отзывы родителей, у которых «особенные» детки.
Люди говорят об изменениях, произошедших с их детьми после занятий лечебной верховой ездой. Отмечают, что улучшается двигательная активность и общее физическое состояние ребенка, развивается мелкая моторика. У тех, кто может ходить, походка становится увереннее.
У многих детей, которые не понимают, далеко или близко расположены предметы, полностью пропадает проблема их соотношения в пространстве благодаря занятиям. При этом раньше ребенок мог постоянно задевать предмет или ударяться о него, неправильно оценивая его удаленность.
Те дети, которые были совсем закрыты для окружающих, начинают общаться и даже улыбаться. Совершенно неконтактные дети охотно бегут на занятия к четвероногим докторам.
Люди, страдающие болью в спине, отмечают облегчение симптомов или их полное исчезновение.
Дети, прошедшие полный курс иппотерапии, не хотят расставаться со своими четвероногими друзьями, так как очень привязываются к этим животным и положительным эмоциям, которые они дарят.
Даже взрослые говорят, что общаясь с лошадью, забываешь о всех проблемах.
К минусам можно отнести высокую стоимость занятий, ведь не каждый может позволить себе отдавать немалую сумму денег в течение нескольких месяцев и даже лет. Также, некоторым людям тяжело найти поблизости центры, занимающиеся этим видом реабилитации. В основном они сосредоточены в крупных городах.
Итак, вы решили, что вашему ребенку может помочь лечение лошадьми? Только взвесьте все «За» и «Против». Обязательно посоветуйтесь с врачом, убедитесь, что ни одно из противопоказаний не относится к вашему случаю. Если нет никаких препятствий, то можно приступать к занятиям.
Почитайте, узнайте у знакомых, где занимались их дети, добились ли они каких-то результатов. Придя в клуб, расспросите у инструктора о его образовании и квалификации.
Ну и еще один совет: доверяйте! Доверяйте лошади и инструктору, помогайте ребенку во всем по мере необходимости. Помните, занятия на лошади — это большой труд, хоть он и приносит удовольствие.
И еще стоит понимать, что иппотерапия не сможет полностью излечить ребенка, если у него врожденные пороки, не сможет вернуть отсутствующие части тела, но и любое другое лечение не справится с этой задачей. Зато облегчить состояние больного и значительно улучшить картину иппотерапии под силу.
Если же уже после рождения были получены какие-то травмы или произошли какие-либо изменения в организме, которые привели к инвалидности, лошади могут полностью излечить вас. Главное — запастись терпением и верить!
Как помогает иппотерапия при аутизме, смотрите в видео ниже.
Иппотерапия
Говоря об иппотерапии, необходимо иметь в виду анималотерапию в целом. Анималотерапию часто называют нетрадиционным методом, который тем не менее имеет давнюю историю. Так, в еще только формирующемся первобытном обществе, вера в могущество животного-тотема заставляла людей соблюдать определенные нормы и правила, регулировала общение и являлась одним из источников благополу чия и покоя. Священные амулеты носили на теле как символ покровительства и успеха; ритуальные танцы помогали снять злость, агрессивность после неудачной охоты или, напротив, подзарядиться энергией; обращенные к могущественному животному заклинания и причитания над больным человеком или рожающей женщиной — все это отчасти прообразы анималотерапевти ческих приемов. Подобное отношение людей к животным способствовало расширению возможностей эмоционального отреагирования на страхи, агрессивность, чувство беспомощности и одиночества, снимало психическое напряжение, позволяло переживать изменения и искать ресурсы в самих себе, давало успокоение и уверенность. Можно сказать, что животные и их символы были одними из первых психотерапевтов, оказывали психологическую помощь человеку. Известно, что еще древние целители рекомендовали при неврозах холодный душ, ходьбу босиком и езду на лошади. В V веке до н. э. Гиппократ заметил влияние окружающей природы на человека и говорил о пользе лечебной верховой езды.
Он же отмечал, что кроме общеукрепляющего эффекта наблюдается и психологический эффект занятий верховой ездой. Он советовал ездить верхом меланхоликам, поскольку это освобождает человека от «темных мыслей» и вызывает «мысли веселые и ясные». При этом древнегре ческий ученый придавал особое значение «ритмичному и плавному движению» лошади.
Сохранились документы, свидетельствующие о том, что уже в 1792 году в больнице для душевнобольных в Йорке (Англия) животные использовались как часть терапевти ческого процесса. Больные общались с ними, ухаживали за ними, и было отмечено положительное влияние подобных методов на поведение людей и эффективность лечения.
Анималотерапия и иппотерапия как элемент анималотерапии выполняет ряд важных функций:
— Психофизиологическая функция. Взаимодействие с животными может снимать стресс, нормализовывать работу нервной системы, психики в целом. Например, американским врачом А.
Кэтчером измерялось давление крови у владельцев собак, когда они читали неинтересный текст и играли, возились, беседовали со своими любимцами (что должно было, в принципе, повышать давление).
Но во втором слу- чае давление всегда оказывалось ниже, хотя возня бывала иногда довольно бурной.
— Психотерапевтическая функция. Взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений. Так, латвийским психологом Е.В.
Антоновой с помощью методики «Рисунок семьи» изучалось влияние домашних животных на восприятие ребенком психологи ческого климата в семье. Эта методика позволяет диагностировать пять так называемых симптомокомплексов: — благоприятная семейная ситуация, — конфликтность, — тревожность, — чувство неполноценности, — враждебность.
В эксперименте сравнивались результаты в семьях, где было какое-либо животное (собака, кошка, хомяк, попугай и т. д.), и в семьях, где животного не было.
Оказалось, что в первой группе двое из каждых трех протестированных десятилетних подростков воспринимают семейную обстановку как благоприятную, в то же время практи- чески все их сверстники (98 процентов) из второй группы как неблагоприятную.
Тревожность и конфликтность в семьях, где содержатся животные, также оказалась существенно ниже, чем в семьях, где животных нет. В семьях, где есть животные, процент детей с относительно высокими показателями чувства неполноценности и враждебности оказался вдвое ниже, чем в семьях, где животных не содержат.
Не случайно, когда в семье сложились отчужденные отношения, психотерапевты иногда рекомендуют завести, например, собаку. Как отмечала Э.Кейн, у супругов, которые вообще не имели общей темы для разговоров, появлялась возможность общаться друг с другом по поводу своего питомца. Такая совместная деятельность на- чинала определять их межличностные отношения: постепенно от разговоров о собаке они переходили к разговорам о самих себе.
— Реабилитационная функция. Контакты с животными и растениями являются тем дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, который может способствовать как психической, так и социальной ее реабилитации. Показательно, что стремление к взаимодействию с миром природы особенно проявляется у людей, подвергнутых тому или иному виду депривации.
Исследование, проведенное американским ученым М.Робином и его сотрудниками, в котором принимали участие около 500 подростков как из благополучных семей, так и находящихся в исправительных заведениях и психиатри ческих лечебницах, показало, что среди школьников 29 процентов называют свое любимое животное «единственным существом, которое можно любить».
В то же время среди подростков из исправительных заведений таких оказалось 47 процентов, а среди пациентов психиатрических больниц 61 процент. Двум из трех подростков с психическими отклонениями животные дают то, что не могут дать люди. Большую роль взаимодействие с миром природы играет в школах-интернатах для детей, лишенных родителей.
Во взаимодействии с любимым животным депривированный ребенок получает соответствующий коммуникативный опыт, который порой другим путем он получить не может. Как показывают наблюдения, ребенок, обладающий каким-либо животным, реально повышает свой статус среди сверстников.
Проблемы, возникающие в связи с его содержанием, становятся катализатором общения с другими детьми и взрослыми, что также способствует реабилитации депривированного ребенка.
— Функция удовлетворения потребности в компетентности. Потребность в компетентности, выражаемая формулой «я могу», является одной из важнейших потребностей человека.
Люди очень комфортно чувствуют себя в ситуациях, в которых компетентны, и очень дискомфортно в тех, где некомпетентны, вплоть до того, что стараются их избегать. Чем большее количество сфер деятельности «отмечено» его компетентностью, тем выше самооценка человека, благоприятнее «образ Я».
Не случайно для подростков характерна частая смена увле- чений, знакомых: происходит своеобразное «примеривание» разных видов деятельности в поиске тех, в которых они могут быть компетентными.
Взаимодействие с миром природы может являться дополнительным каналом удовлетворения этой потребности, позволяет существенно повысить самооценку и тем самым благоприятно влияет на людей, имеющих трудности в социальной адаптации.
— Функция самореализации. Как показали исследования психологов А.Маслоу, А.В.
Петровского и других, одной из важнейших потребностей человека является потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других, представленным в их жизни и в их личности. Невозможность самореализации приводит к глубочайшему лич- ностному кризису.
Взаимодействие с природой позволяет опосредованно удовлетворить эту потребность.
Когда ребенок занимается созданием целой системы живых организмов, например, устраивает аквариум, он выступает в роли творца, «вершителя судеб», определяя, как, кого и с кем разместить в аквариуме, что и когда заменить и т. п., ребенок создает «свой мир», мир, в котором он сам обладает абсолютной властью. Не находя возможности самореализации в социальном взаимодействии, он реализуется в созданном им собственном мире.
— Функция общения. Одна из важнейших функций, которую могут осуществлять животные и даже растения в процессе взаимодействия человека с ними, — это функция партнеров общения. В исследовании, проведенном шведским психиатром Л.
Торкеллсоном, в котором опрашивалось более четырех тысяч владельцев собак, были получены следующие результаты. 98 процентов обследованных доверяют животным свои тайны и даже подробности интимной жизни. Около 60 процентов признались, что обсуждают с ними свои проблемы, как с советниками или исповедниками.
48 процентов относятся к ним как к судьям или моральным авторитетам. 90 процентов владельцев уверены, что собака чувствует их настроение и прекрасно знает, счастлив ли хозяин в этот момент или болен, или грустит о чем-то.
Почти 60 процентов людей отмечают день рождения своего подопе чного животного, а каждый второй хранит его фотографию в портмоне, семейном альбоме или вешает портрет своего любимца на стену.
Иппотерапия — метод психосомати- ческой терапии, цели и задачи которой — помочь достижению двигательной, психологической независимости и сделать человека способным приспособиться к новым, изменяющимся обстоятельствам. Можно сказать, что к настоящему времени ученые изучили факторы влияния движущейся лошади на организм всадника и пришли к выводу, что область применения лечебной верховой езды очень широка.
Иппотерапия применима при нарушениях двигательной сферы, поражении органов чувств, психических заболеваниях, особенно таких, как шизофрения и эпилепсия, аутизм, при умственной отсталости, послеоперационной реабилитации, различных нарушениях социальной адаптации, девиантном поведении, ЗПР, афазии.
Другие болезни, при которых действенна иппотерапия, — потеря слуха или зрения, рассеянный склероз, полиомиелит, ДЦП. Успех иппотерапии связан с несколькими факторами. Во-первых, лошадь восприимчива ко многим эмоциональным реакциям человека. Для нее не столь важны слова, обращенные к ней, сколько интонация, с которой они произносятся.
Для лошади значимы внешний вид человека, его походка, жесты. У этого животного хорошая память, оно способно вырабатывать привычку. Ее поведение достато чно предсказуемо. Следовательно, хорошо подготовленная лошадь может давать всаднику ощущение стабильности. Это ощущение — основа для снятия страхов у детей.
Особенно у тех, чье восприятие картины мира нарушено. Важную роль в снятии страхов играет доверие. Доверяя лошади, всадник полагается на то, что она справится с теми изменениями в среде, которые неизбежно возникают и с которыми сам всадник пока справиться не в состоянии.
Человек, скачущий на лошади, попадает как бы в другую систему координат: ему постоянно приходится искать равновесие. Примерно так же, как он это делал, когда учился держать голову, сидеть, стоять и ходить. Лошадь становится его проводником в поисках чувства равновесия в изменяющихся условиях.
Она является одновременно и средообразующим фактором, и существом, помогающим адаптироваться к этой же среде. Можно предположить, что нечто похожее происходит с только что родившимся ребенком, попадающим в совершенно новую среду. Взаимодействие всадника с лошадью позволяет снять у ребенка неловкость, связанную с характером заболевания.
Все движения становятся адекватными, нужными. Таким образом, у ребенка проходит страх перед своей неуклюжестью и, как следствие, уменьшается мышечное напряжение.
Иппотерапия обеспечивает развитие чувства собственной значимости и силы, когда пациент с ограниченными физическими возможностями избавляется от механической поддержки инвалидного кресла или костылей и способен передвигаться на сильном животном.
Лошади также используются в психотерапии для повышения самооценки людей и улучшения социальной компетентности, мобилизации внимания, снятия депрессивного фона настроения и при многих других проблемах.
Для успешного проведения иппотерапии необходимо учитывать специфику проблем клиента, соблюдать индивидуальный подход, а также помнить об ограничениях в применении данного вида терапии. Однако перечень противопоказаний незначителен и касается в основном острого периода течения любого заболевания.
К особым противопоказаниям относится остеопороз и низкая свертываемость крови у пациентов. Абсолютными противопоказаниями к занятиям иппотерапией являются гемофилия, ломкость костей и заболевания почек. Все остальные относительны: можно заниматься даже при аллергии на лошадиную шерсть.
В мире существуют различные школы иппотерапии: английская, французская, немецкая и т. д. Каждая из школ имеет свои особенности в методиках проведения занятий, упражнениях, применяемых при лечении, техни ческой оснащенности.
Российская школа только возрождается и находится на стадии «болезни роста». В любом случае анималотерапия: иппотерапия, дельфинотерапия, канистерапия (использование в лечении собак) и др. виды натуртерапии сегодня являются востребованными и популярными.
Главным принципом любой терапии является принцип «Не навреди», поэтому я хотел бы заострить свое внимание на том, что анималотерапия должна выполняться обученными врачами и инструкторами, знающими причину и механизмы заболевания, а также может являться одним из компонентов комплексной терапии, необходимой при лечении тяжелых недугов. В любом случае посоветуйтесь с вашим лечащим врачом о необходимости, месте и условиях проведения любой анималотерапии, а также о том, какие цели и задачи она должна преследовать у данного конкретного пациента.
Л.А.Плеханов, главный детский невролог города, д.м.н.
Иппотерапия — Матадор
Направление деятельности – иппотерапия, адаптивная верховая езда (проведение оздоровительных, реабилитационных, психокоррекционных, развивающих, рекреационных и спортивных занятий с использованием лошади).
Целевая аудитория – инвалиды и семьи с ограниченными возможностями, лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации, члены их семей, близкие.
Мы проводим:
1. Занятия иппотерапией для детей и взрослых.
2.
Подготовку волонтёров для работы в иппотерапевтических проектах
3. Благотворительные конные праздники для социально незащищенных групп населения.
Иппотерапия — дословно означает «лечение с помощью лошади». В России данный метод используется с 1991г.
Одним из главных преимуществ иппотерапии перед другими видами реабилитации заключаются в том, что при верховой езде обеспечивается одновременное включение в работу практически всех групп мышц.
И происходит это на рефлекторном уровне, поскольку сидя на лошади, двигаясь вместе с нею и на ней, человек в течение всего занятия инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади, и тем самым побуждает к активной работе как здоровые, так и пораженные болезнью мышцы своего тела.
В процессе реабилитации происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и прочих навыков из ситуации верховой езды в повседневную жизнь.
Иппотерапия применяется при:
- Нарушениях опорно-двигательного аппарата, возникших в результате поражений центральной нервной системы (в первую очередь, ДЦП), полиомиелита, в результате травм, а также нарушениях осанки (сколиозах, кифозах).
- Различных формах нарушения интеллекта, возникших в результате органических и генетических заболеваний.
- Нарушениях психо-эмоциональной сферы – аутизме, неврозах, шизофрении и т.п.
- Поражениях органов чувств – слуха, зрения.
- Нарушении мозгового кровообращения по окончании острого периода.
- Травмах головы по прошествии острого периода.
- Послеоперационной реабилитации.
- Реабилитации после перенесенных инфарктов миокарда.
- В работе с социально дезадаптированными подростками
и т.д.
Основные эффекты занятий иппотерапией:
Общеоздоравливающие:
- противодействие гиподинамии, обусловленной болезнью, и развитие физической активности всадника.
- адаптация организма всадника к физическим нагрузкам;
- нормализация мышечного тонуса
- улучшение ликворо- и гемодинамики
- укрепление мышечного корсета
- выпрямляющие воздействие на позвоночный столб
Специфические:
- восстановление нарушенных функций организма;
- улучшение моторики и координации движений
- улучшение и мобилизация когнитивных функций
- улучшение равновесия
Социальные:
- повышение самооценки и уверенности в себе
- освоение новых навыков с возможностью дальнейшего трудоустройства
- возможность участия в спорте высших достижений
Виды иппотерапии:
- собственно иппотерапия – лечение верхом на лошади пациентов с тяжелыми нарушениями без самостоятельного управления ими лошадью (занятия проводятся индивидуально инструктором с двумя помощниками);
- реабилитационная верховая езда – в этом случае всадник сам управляет лошадью под руководством инструктора при участии персонального помощника;
- конный спорт среди инвалидов;
- рекреационная верховая езда и конный туризм как виды отдыха, досуга инвалидов.
Занятия по иппотерапии проходят с инструктором и коноводом. И если потребуется, с помощью родителей ребенка.
Занятия проходят только по предварительной записи, при предоставлении всех необходимых документов (список можно скачать ТУТ) и анкеты (скачать анкету).
Положение о работе Оздоровительного отделения «Матадор» ( скачать и ознакомиться)
Scroll Up
Лечение неврологических патологий — Иппотерапия для детей
Иппотерапия имеет несколько лечебных эффектов: положительно влияет на психоэмоциональный фон и физическое состояние пациента. Во время лечения иппотерапией усиливается кровообращение в тканях, улучшается состояние нервной, костно-мышечной, дыхательной, эндокринной и др. систем. И в целом общенеи с животными всегда наполнено позитивными эмоциями!
Методика предоставляется в филиалах:
Иппотерапия имеет несколько лечебных эффектов: положительно влияет на психоэмоциональный фон и физическое состояние пациента. Во время лечения иппотерапией усиливается кровообращение в тканях, улучшается состояние нервной, костно-мышечной, дыхательной, эндокринной и др. систем. И в целом общенеи с животными всегда наполнено позитивными эмоциями!
МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ИППОТЕРАПИИ
Психологи не случайно рекомендуют приобщать детей с юного возраста к общению с животными. Маленький человек учится самостоятельности, учится заботиться и ухаживать за животным, через контакт с животными познает окружающий мир.
Общение с лошадью, добрым и благородным животным особенно интересно. Активизация чувственной сферы маленького пациента даёт настрой на выздоровление.
Некоторые родители могут удивляться, а как физически помогает иппотерапия инвалидам с детства?
Суть метода заключена в ритмичных движениях, выполняемых лошадью. При определённых шагах лошадь передаёт всаднику разнонаправленные двигательные импульсы. Такие движения вызывают естественную ответную реакцию организма ребёнка. Активируется правильная физическая нагрузка на все группы мышц, задействованных в процессе удержания в седле.
В работу включаются мышцы спины, рук и ног. Низкочастотные колебания, исходящие от лошади при движении, снижают гипертонус мышц. А тренировка вестибулярного аппарата помогает стимулировать структуры головного мозга.
Кроме того, температура тела лошади выше, чем у человека (около 38,С) и благодаря этому верховая езда подобна массажу с разогревающим эффектом.
ПОКАЗАНИЯ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ИППОТЕРАПИЕЙ
Метод иппотерапии позволяет восстанавливать двигательные рефлексы, развивать координацию и моторику, тренировать осанку, укреплять костно-мышечный аппарат, нормализовать работу сердечно-сосудистой системы и т.д.
Лечение иппотерапией обязательно включают в программу реабилитации при таких серьёзных патологиях, как:
- ДЦП;
- параличи, нарушения работы опорно-двигательного аппарата;
- искривление осанки, первая степень сколиоза;
- рассеянный склероз;
- умственная отсталость, аутизм, синдром Дауна;
- тяжёлые расстройства психики, неврозы;
- нарушение речевого и психического развития;
- гиперактивность.
Иппотерапия доказала свою эффективность и при восстановлении после тяжёлых спинно-мозговых и черепно-мозговых травм. Полезна иппотерапия и для здоровых детей, испытывающих небольшие сложности в обучении, общении со сверстниками, мотивации. Лечебная верховая езда и тесный контакт с умным животным дают ребёнку положительный заряд, повышают уверенность в себе, позволяют достичь психической гармонии.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИППОТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
- устранение последствий вынужденной гиподинамии
- тренировка практически всех мышц тела
- восстановление утраченных двигательных и др. функций
- нормализация работы разных систем организма
- социальная адаптация (развитие познавательных и трудовых навыков)
- улучшение эмоционально-психологического состояния
Дети-инвалиды ограничены в общении, им сложно контактировать с окружающими людьми, выражать свои чувства и желания. Для детей-инвалидов иппотерапия становится зачастую самым любимым занятием, а лошадь – настоящим, преданным другом.
ИСТОРИЯ МЕТОДА
О положительном влиянии верховой езды на здоровье человека было известно ещё в античные времена. Но как реабилитационную методику иппотерапию официально признали в Европе лишь в середине 20 века. Этому способствовала история Лиз Хартел, победившей полиомиелит с помощью занятий по верховой езде.
Датчанка не просто встала на ноги после долгих лет жизни в инвалидном кресле, но и профессионально занялась конным спортом и даже завоевала медаль на Олимпийских играх. В нашей стране первые центры иппотерапии были открыты 25 лет назад. До сих пор не существует единой систематизированной программы по иппотерапии.
Успех лечения во многом зависит от авторских наработок врача и опыта инструктора.
КАК ПРОХОДЯТ ЗАНЯТИЯ
Программу составляет лечащий врач с учётом всех особенностей маленького пациента. Доктор определяет приоритетные направления для реабилитации, их может корректировать инструктор или иппотерапевт. Первые занятия направлены на установление тесного контакта ребёнка с лошадью (допускается кормление и поглаживание животного), только после этого разрешается верховая езда.
Лошадь для иппотерапии проходит серьёзную подготовку, для занятий подбирают животных со спокойным, сдержанным нравом. На занятиях с новичками иппотерапевт садится на лошадь сзади ребёнка, контролируя ситуацию и обеспечивая безопасность. На последующих тренировках инструктор может просто находиться рядом.
НИИ Дети Индиго набирает желающих на занятия иппотерапией для детей с неврологическими заболеваниями. Каждая встреча на ипподроме длится от 20 до 30 минут. Минимальный курс лечения составляет 10 сеансов. При этом ограничений по количеству занятий и курсов для иппотерапии не существует, общение с лошадью может продолжаться до тех пор, пока доставляет ребёнку удовольствие.
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
- аллергия на шерсть животного
- 4 степень сколиоза
- эпилепсия (из-за возможных приступов на фоне эмоционального возбуждения)
- гемофилия, хрупкость костей (из-за возможной травматизации)