Петровский пост

Пост святых апостолов Петра и Павла

Петров пост (Апостольский пост, Петровка) — это один из четырёх многодневных годовых постов, который установлен в честь святых апостолов Петра и Павла, постившихся с целью приготовления себя к евангельской проповеди (Деян. 13, 3).

Петров пост начинается через неделю после Троицы и, в отличие от всех прочих многодневных постов, имеет различный период по продолжительности: от 8 до 42 дней, в зависимости от пасхального цикла.

Заканчивается он всегда в день памяти Петра и Павла, 12 июля (29 июня ст. ст.).

Петров пост в 2021 году: 28 июня — 11 июля

Содержание

История установления Петрова поста

Петров пост был установлен в самые первые века христианства. Об этом свидетельствуют Апостольские постановления и «Апостольское предание» святого Ипполита Римского (III век). С IV века упоминания отцов Церкви об апостольском посте встречаются всё более часто.

О нем писали свт. Афанасий Великий и Амвросий Медиоланский, а в V веке — свт. Лев Великий и Феодорит Кирский. Особенно Петров пост утвердился, когда в Константинополе и Риме были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла (ок.

324 года).

Апостолы Петр и Павел. Одна из древнейших русских икон, вторая половина XI века

Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (12 июля по новому стилю), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. В Православной Церкви вошло в обычай приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

Устав трапезы в Петров пост

По степени воздержания, Петров пост не является таким строгим, как Великий или Успенский. Повседневный устав о трапезе предписывает следующий порядок:

  • по вторникам, четвергам, субботам и воскресным дням — пища с растительным маслом и рыбой;
  • в понедельник — горячая пища без масла;
  • в среду и в пятницу — сухоядение;
  • если в понедельник, среду или пятницу случится празднество, то позволяется горячая пища с маслом или горячая пища без масла (в настольном календаре есть указания на каждый день).

В Петров пост по уставу часто дозволяется вкушать рыбу

Сам день праздника в честь святых апостолов Петра и Павла не является частью поста, однако если праздничный день выпадает на среду или пятницу, он также остается постным. В таком случае лишь послабляется (по сравнению с уставной для среды и пятницы в период летнего «мясоеда») степень строгости поста: на трапезе позволяется употребление растительного масла, рыбы и вина.

Богослужение в Петров пост

Устав о богослужении (аллилуйные службы с земными поклонами) соответствует чину Великого Поста. Повседневные службы совершаются по Октаю и Минее, нарочитых песнопений, соответствующих теме поста, не указано.

Народные традиции Петровки

Православные христиане на Руси постились по церковному Уставу, поэтому много традиций Петрова поста было связано с кулинарией. В народе Петров пост звали «петровка-голодовка»: в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового еще далеко. 

Лубок Павла Варунина

В среду и пятницу готовили летние постные блюда: окрошки, постные щи, грибную икру, ботвиньи из молодой зелени и множество других блюд.

В праздничные дни Петрова поста хозяйки часто пекли особые пироги — рыбники. Рыбу запекали в тесте прямо целиком, пирог был открытым.

Святые отцы о посте

Рассуждая о пользе постнического воздержания, святые отцы называют «разумный и умеренный пост основанием, опорой и главою всех добродетелей» (Цветник священноинока Дорофея).

Ум постящегося бывает храмом Духа Святаго, а ум чревоугодника — жилищем демонов (Митерикон).

Посты установлены для просвещения души и усмирения плоти, с помощью поста учимся побеждать свои греховные страсти — и душевные, и телесные, которые имеем от природы и которые возбуждают в нас враги наши — лукавые демоны.

Св. Евангелие также свидетельствует о том, что для борьбы с падшими духами предписаны нам упражнения в посте и молитве:

Сей же род (то есть род демонов) изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21).

«Должно особенно поститься тем, кто находится во власти демонов, и тем, кто имеет намерение исцелять от них. Молитва же бывает истинною тогда, когда она соединена не с пьянством, а с постом. Обрати внимание и на то, что каждая вера есть зерно горчичное.

Оно считается ничтожным, но, если случается добрая земля, оно развивается в дерево, на котором вьют гнезда птицы небесные, то есть мысли, парящие ввысь. Поэтому, кто имеет теплую веру, тот может сказать этой горе, то есть демону: перейди. Ибо Господь показал демона исходящего» (Бл.

Феофилакт Болгарский).

Период проповеднической деятельности св. ап. Петра тесно переплетается с борьбой его против известного римского чародея — Симона-волхва, который, превратно понимая суть евангельской проповеди, принял было святое крещение (Деян. 8, 13), но впоследствии предался еще большей погибели, т.к.

не изменил своего гордого и сребролюбивого нрава, не отстал и от прежних волхований. Помышлял он также и небесные дары Божии употреблять в своекорыстных целях, что явилось для него сугубым грехом перед Богом и здесь, по свидетельству Св. Писания, св. ап.

Петр строго обличил его коварство и лицемерие:

«Симон же, увидев, чрез возложение рук апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого.

Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги; нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое не право пред Богом; итак, покайся в сем грехе твоем и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысл сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды» (Деян. 8, 18-23).

Подробную историю о противостоянии нечестивого Симона и св. ап. Петра находим в Лицевом своде царя Иоанна Грозного, где описанию соответствующих событий посвящается отдельное слово о Симоне волхве («Всемирная история», кн. 3-я, стр. 691-706).

«В царствование того Нерона пришел некто, Симон по имени, египтянин, волхв, творя видения многие, и назывался Христом. Слышал же Петр апостол о нем, и пришел в Рим. Когда он шел в Рим через Антиохию Великую, прилучилось умереть Евводу, епископу и патриарху Антиохийского града.

И принял чин епископский Игнатий, и святой Петр повиновался. Случилось умереть в те годы Марку апостолу в Великой Александрии, епископу бывшему там и патриархом. И принял от него епископство Аниан, ученик его, как Феофил написал. Поспешил же апостол Петр в Рим.

И узнал, где пребывает Симон волхв, и пошел к нему; и обрел пса великого у врат его, цепями привязанного. Симон его из-за прихода Петра привязал, и приказал, чтобы не входили к нему, если только не повелит Симон. И сей обнюхивал хотящих войти к Симону.

Петр же увидел пса, такого великого и страшного, и узнал от стоящих пред вратами, что, если не повелит Симон псу, то не даст войти сей пес никому; но, наскочив, пес умерщвляет всякого входящего. Петр же взял пса за цепь, отвязал его и сказал ему: «Иди к Симону и скажи ему человеческим голосом: Петр, раб Бога Вышнего, войти хочет».

Пес же пошел; и прибежал, когда тот учил некоего волшебным прелестям, и, став посредине, человеческим голосом глаголал к Симону: «Петр, раб Бога Вышнего, прийти хочет к тебе».

Они же, слыша пса, глаголющего человеческим голосом, удивились, глаголя: «Что есть этот Петр, или какова сила его, о котором глаголет пес? Как (он) сделал пса человеческим голосом (говорящим), сотворив его послом?» И сказал Симон к стоящим и дивящимся Петру: «Человек сей пусть вас не устрашает.

Ибо, вот и я велю ему тем же человеческим голосом ответ творить». И сказал Симон псу: «Велю тебе, иди и скажи Петру человеческим голосом: Симон тебе говорит, приди и войди». И пришел к Симону Петр. И боролся с Симоном Египетским Петр, когда творил он чудеса. И одолел Петр Симона волхва, и творил исцеления, и веровали Петру многие и крестились. И поэтому в Риме мятеж великий восстал и буря из-за Симона; и творили чудеса (оба).

О Симоне волхве. Миниатюра из Лицевого летописного свода

И услышав о мятеже, Агриппа-епарх поведал царю Нерону, говоря: «Есть некие в сем городе, чудеса творящие друг против друга. Один нарицает себя самим Христом, а другой глаголет, что (тот) не Христос, но волхв, ибо я — Христов ученик». И тогда царь Нерон повелел привести пред собой Симона волхва и Петра, и Пилата привести из темницы.

И введены были к царю, и вопросил Симона Нерон: «Ты ли Христос?» Он же сказал: «Я». И сказал Петр: «Это не Христос. Ибо я — Его ученик и при мне на небеса взошел». И после этого призвал Пилата и спросил его о Симоне: «Сей ли Тот, Кого предал ты на распятие?» И, приступив, Пилат сказал: «Это не Христос».

Также и о Петре вопросил его: «А сего знаешь ли, ученик ли Его есть»? Он же сказал: «Истинно. И ввели его ко мне иудеи как ученика Его, и отвергся (он), говоря – я не ученик Его. И отпустил (я) его». И тогда Нерон и Симона, как солгавшего, нарекшись Христом, которым он не был, а также и Петра, обличенного Пилатом, как отвергшегося от Христа, повелел изгнать.

И изгнаны были из дворца. И пребывали в Риме, творя чудеса друг против друга.

Симон же повелел привести быка великого и сказал (нечто) в ухо быку, и тотчас умер бык. И чудно было (это). Петр же, молитву сотворив, пред всеми сделал ожившим быка, что было большим чудом. Симон же, понимая, что Петр препирает его Писанием и Божьим словом, испытанию быть (другому) захотел.

Ушел со многим срамом, побежденный, ибо был скверный многоумелец диявольским деяниям, неумелец же духовному учению. Ибо был научен волхованию и козням сатанинским, как никто иной до него.

Не сомневался, так как (был) диавольским зломышлением и злодеяниями славен, ибо кумиров творил, и в огне валяясь, не обжигался, по воздуху летал из каменья хлебы творил, змеем бывал и в золото превращался, двери затворенные и запертые отворял, и железные узы сокрушал; на вечерях идолов, всякие страсти представляющих, творил, и сосудам, сущим в доме, самим носиться на службу творил, как бы кому-то носящему их, невидимому; тени многие пред собою устраивал, глаголя, что это души умерших. Многие же как отравителя и прелестника его обличить пытались, но изменяли (это мнение) после празднеств, когда, волов заклав и напитав их различно, так, что невозможно (было) исцелиться, в (то же) беснование прелагались. И иное множайшее творил при помощи служащих ему бесов, и с их помощью не только себя в иные образы человеческие и скотские преображал, (но) что хотел, то и творил.

И некогда искал его кесарь, (чтобы схватить) как волшебника; и чтобы избежать этого, облик свой переложил на Фафста (Фавста) ученика Петрова. И в таком образе (тот) пришел к Петру, гоним будучи всеми, из-за такого непреподобного вида, в который был обличен.

Воззрел же Петр на него и увидел его в печали и слезами одержимого, и сказал: «Симоном волхвом, Фавст, изменение твое было (сделано), ибо кесарь его ищет; (он же) убоялся и убежал, свой образ на тебя возложив, чтобы тебе быть пойманному и убитому, и скорбь великую нам, и печаль сотворить.

Читайте также:  Диета при гастрите: правила приготовления супа

Но Бог (этого) людей соблазнителя и врага истине изменит; и изменит тебя от Симонова образа, и первый (образ) тебе подаст вскоре». И вдруг со словами (этими) так и стало, всем нам видящим (это). Такое и тому подобное насылать, (как) говорит Климент, (был) обучен и творил в Сирии.

И в Риме же, по изгнании от лица Неронова, как и прежде речено было и написано в Деяниях святых апостолов.

Петр апостол молитвою своею уморил Симона волхва, хотящего вознестись. Ибо сказал Симон Петру: «Ты глаголешь, что Христос, Бог твой, вознесся на небеса. И вот, я возношусь». И увидел Петр его, возвышающегося в воздух (действием) волхования своего, посреди града Рима. И помолился Петр, и тотчас упал Симон волхв на землю посреди дороги, и разбился, и умер.

И кости его лежат и до ныне там, где он пал. Место же, принявшее мерзкое и скверное тело, существует с тех пор, и окрест его ограждение каменное, и слывет как «место Симона». Об этом в Апостольский постановлениях великий Петр так глаголет: «Начало же новых еретиков было от Симона волхва.

Тот в Сирии многое сотворил недостойное, и, в Рим придя, во многом церковь извратил волшебством и дьявольскою хитростью, и деяниями.

Ибо в Кесарии Стратонской со мной, Петром, беседовал, желая развратить Слово Божие, и с бывшими со мною святыми чадами, Закхеем, когда-то бывшим мытарем, и Варнавой, и Акилой, братом Климента, римлянина, учившегося у Павла, соапостольника нашего и содетельника, о Евангелии, то есть о Благовестии.

Трижды с ним о пророческих словесах о нем с ним прелся, и о Божием единоначалии; и победил его силою Господа нашего Исуса Христа, и в безгласие ввел, и бежать его в Италию заставил. Бывшему же ему, как сказано, в Риме, во многом церковь возмутил и многих обратил, к себе привлекая. Язычники же дивились волхованию, и козням, и бесовским деяниям.

Тогда некогда в полдень, войдя в театр, Симон сказал: «На воздух поднимусь», перед всеми, дивящимися о сем.

Я, Петр, про себя молился; когда он поднимался, бесами летящими несомый по воздуху, и говорил: «На небеса должен я взойти, оттуда же людям благо подать», народ же восхвалял его как бога, простер и я руки на высоту, и помолился Богу: «Да низринется губитель, и сила его да разрушится».

И тогда (я) сказал Симону: «Если я — апостол Исуса Христа, а не льстец, как ты, Симон, повелеваю неприязненным силам, да перестанут тебя держать!» И когда я сказал это, и тотчас низпал (он) с шумом великим и разбился. И возопил народ: «Един Бог, коего Петр проповедует»! Так разрушилась впервые Симонова ересь в Риме и большую угасила. Того ради тот день субботний особым именуют римляне, ибо это была та суббота, в которую и молитва, и пост верным. Обычай есть, что молится церковь о своем дидаскале (учителе), трудящимся и печалующемся; так в Деяниях святых апостолов написано, что молитва бывает прилежная в церкви Петра ради, так как в тот день субботний свершилась Христова победа и низпал антихрист Симон».

Услышал же Нерон-царь, что умер Симон из-за Петра; и взят был Петр тогда. И передал, и поставил в епископство Римское Аина (Лина) по имени, из учеников его. И последовал ему, когда его взяли.

Петр же сам был телом среднего роста, с короткими волосами, весь седой, и с главою, и с бородою белою, бледный, с припухшими очами, с красивой бородой, долгоносый, бровистый, невысокий, мудрый, вспыльчив, но скоро отходчив, ясен, беседу вел (как бы) Святым Духом и чудеса творил.

И повелел Нерон распять Петра. Петр же умолил епарха, чтобы не прямо во весь рост распятому ему быть, как и Господу, но стремглав (вниз головой). Сего ради распялся Петр так, как изволил, и это было от многого (его) смирения.

И был после Петра епископом в Риме Лин, как Евсевий Памфил пишет. Петр же апостол муки принял, будучи распят стремглав, ибо сам апостол заклинал епарха: «Да не как Господь мой распят буду».

И скончался святой Петр в консульство Прониана».

Святые апостолы Петр и Павел

Святии славнии верховнии апостоли Петре и Павле, молите Бога о нас.

Петров пост 2021

Петров пост — летний многодневный пост, установленный в честь памяти двух наиболее почитаемых апостолов – Петра и Павла. Его продолжительность каждый год разная. Она зависит от даты празднования Пасхи и может составлять от 8 до 42 дней.

Петров пост в 2021 году длится с 28 июня по 11 июля (включительно).

Содержание статьиВнимание! Ниже размещены правила питания для мирян – обычных людей. Они более мягкие, чем для монахов и содержат три степени поста: пища без мяса, пост и строгий пост. Для определения степени строгости своего поста проконсультируйтесь со священником.

  • строгий постзапрещены мясо, яйца, молочная продукция, рыба
  • пища без мяса
  • постзапрещены мясо, яйца, молочная продукция, разрешена рыба

Внимание! Ниже размещены правила питания для монахов.

Они более жесткие, чем для мирян – обычных людей и содержат шесть степеней поста. В современной монастырской практике возможно смягчение некоторых норм питания.

  • полное воздержание от пищи

Начинается он в понедельник, на 57-й день после Пасхи (через неделю после Троицы).

Последним днем поста является 11 июля. В 2021 году он длится 14 дней: с 28 июня по 11 июля.

В народе этот пост называют Апостольским или Петровкой.

Суть Петрова поста

Петров пост подготавливает христиан ко дню памяти святых апостолов Петра и Павла. Он установлен в память того, как апостолы постились перед проповедью христианства. Его суть – достичь самосовершенствования путем добровольного воздержания.

Через пост человек стремиться к духовной и телесной чистоте. Отказ от некоторых видов пищи, молитва, покаянье, сострадание и гуманное отношение к окружающим помогает почувствовать единение с Богом.

Также пост объединяет христиан, позволяет почувствовать себя частью Церкви.

История Петрова поста

История Петрова поста уходит корнями в первые века христианства. Изначально он был предназначен для людей, которые по каким-либо причинам не могли поститься в Великий пост.

Наиболее почитаемым он был в Константинополе и Риме, где были построены и освящены храмы в честь апостолов Петра и Павла. Окончательное утверждение Апостольского поста относится к концу IV – началу V веков.

На Руси Петров пост был введен после принятия христианства. Он пришел взамен языческим купальским обрядам.

Правила поведения и традиции Петрова поста

Петров пост подразумевает под собой ограничения, которые направлены на очищение тела и души человека. В этот период необходимо воздерживаться от некоторых видов пищи и повседневных дел, которые могут привести к греховному состоянию.

  • Из рациона исключается мясная пища, яйца и молочные продукты. В среду и пятницу также запрещается употреблять рыбу и морепродукты, горячую пищу, приправленную маслом.
  • Отказ от алкоголя и табакокурения. В субботу, воскресенье и храмовые праздники разрешается небольшое количество вина.
  • Необходимо ограничить посещение развлекательных мероприятий. Праздники лучше отмечать в семейном кругу, без шумных застолий, танцев, песен и игр.
  • Нельзя допускать плохих мыслей, ругаться матом, ссориться с окружающими людьми, завидовать и осуждать.
  • Следует ограничить просмотр телевизора, пользование интернетом и социальными сетями.
  • По церковным канонам в период поста не совершается таинство брака (венчание).
  • Запрещается гадать, проводить магические ритуалы и обряды.
  • Супругам рекомендуется воздержаться от интимных отношений и зачатия ребенка. Допускается исполнение супружеского долга по обоюдному согласию.

Что можно есть в Петров пост: правила питания

Петров пост, в отличие от Великого, не такой строгий. В этот период также нельзя есть мясо, молочную продукцию, яйца, но в некоторые дни недели разрешается рыба. Основу постного стола составляет зелень и блюда из нее (щи, окрошка, ботвинья), крупы, ягоды.

Во время этого поста на понедельник предписано употребление горячей пищи без масла, по вторникам, четвергам, субботам и воскресениям разрешена рыба, в среду и пятницу – сухоядение (хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед). В выходные дни допускается вино.

В церковный праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) можно кушать рыбу (независимо от того, на какой день недели он выпадает).

День апостолов Петра и Павла (12 июля) не входит в пост. Однако, если он выпадает на среду или пятницу, то является постным (невысокой степени строгости – разрешена пища с маслом, рыба).

Согласно монастырскому Уставу вышеперечисленные правила обязательны для соблюдения среди монахов. Мирянам не обязательно придерживаться строгости поста. Прихожане согласовывают календарь питания с духовными наставниками, учитывая все жизненные обстоятельства, состояние здоровья и особенности организма.

В статье приведен календарь монастырского Устава, который дает представление о степени строгости поста по дням. Каждый человек в индивидуальном порядке вместе с духовником определяет меру строгости своего поста. Людям, которые имеют хронические заболевания, следует предварительно проконсультироваться у лечащего врача, чтобы предотвратить возможные риски для организма.

Для некоторых категорий лиц допускается послабление поста: военнослужащие, учащиеся и люди, занимающиеся тяжелым физическим трудом. Беременные и кормящие женщины освобождаются от гастрономических ограничений. Детей лучше не ограничивать в мясной и молочной пищи. Для них можно ввести другие ограничения по питанию. Например, давать меньше сладостей.

Как подготовиться и плавно войти в пост

Петров пост является нестрогим. В летнее время на столах в изобилии присутствуют овощи, фрукты, зелень, что позволяет питаться разнообразно и вкусно, не испытывая чувства голода и дискомфорта. Петров пост не требует тщательной подготовки, однако для людей, которые постятся впервые или тяжело переносят гастрономические ограничения, лучше придерживаться некоторых правил:

  • Подготовку к посту лучше начать за 1-2 недели. Постепенно снижайте в рационе мясные и молочные продукты. Увеличьте долю овощей и фруктов.
  • Приучите свой организм к клетчатке. Основа постного питания – растительная пища, которая в большом количестве содержит пищевые волокна. Чтобы не испытывать дискомфорта, связанным с пищеварением, ежедневно ешьте салаты, добавляйте в готовые блюда отруби или клетчатку.
  • Пейте достаточное количество жидкости. Выпивая 1,5-2 литра чистой воды ежедневно, позволит улучшить работу кишечника, устранить явление обезвоживания и меньше испытывать чувство голода.
  • Поддерживайте баланс микрофлоры кишечника. Резкая перемена рациона питания может нарушить состояние микрофлоры. Чтобы заселить кишечник полезными бактериями, ежедневно употребляйте кисломолочные продукты: закваски, бифидойогурты и кефиры, ряженку, простоквашу.
  • Постная пища менее калорийная. Чтобы не испытывать чувства голода в первые дни поста можно увеличить порции, добавить дополнительные приемы пищи или перекусы из фруктов, овощей, орехов.
Читайте также:  Виды пиелонефрита

Кому разрешается не соблюдать пост

По физиологическим, медицинским и возрастным причинам от вхождения в пост лучше отказаться детям, пожилым, беременным и кормящим женщинам, людям с нарушенным обменом веществ, больным диабетом, людям с пищеварительными заболеваниями, онкобольным, страдающим от дисфункции почек, проходящим послеоперационную реабилитацию, людям с хроническими заболеваниями и острыми респираторными инфекциями.

для 6 степеней строгости поста

28 июняПн Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла (каши, супы, тушеные овощи, грибы).
29 июняВт Рыба – разрешается полакомиться блюдами из рыбы и морепродуктов.
30 июняСр Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.
1 июляЧт Рыба – разрешается полакомиться блюдами из рыбы и морепродуктов.
2 июляПт Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.
3 июляСб Рыба – разрешается полакомиться блюдами из рыбы и морепродуктов.
4 июляВс Рыба – разрешается полакомиться блюдами из рыбы и морепродуктов.
5 июляПн Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла (каши, супы, тушеные овощи, грибы).
6 июляВт Рыба – разрешается полакомиться блюдами из рыбы и морепродуктов.
7 июляСр Рождество Иоанна Предтечи Рыба – разрешается полакомиться блюдами из рыбы и морепродуктов.
8 июляЧт Рыба – разрешается полакомиться блюдами из рыбы и морепродуктов.
9 июляПт Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.
10 июляСб Рыба – разрешается полакомиться блюдами из рыбы и морепродуктов.
11 июляВс Рыба – разрешается полакомиться блюдами из рыбы и морепродуктов.

Можно ли есть рыбу Рыба разрешается по вторникам, четвергам, субботам, воскресениям и в праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля).

Можно ли пить вино Употребление этого спиртного напитка разрешено в небольших количествах по субботам и воскресениям и в праздник Рождества Иоанна Предтечи.

  • Овощи и фрукты. Они составляют основную часть постного рациона. В летнее время присутствует изобилие сезонных овощей и фруктов, из которых можно приготовить гарниры, салаты, десерты, закуски. Это позволяет питаться разнообразно и вкусно.
  • Крупы. Каша – это второе по популярности постное блюда. Рис, гречка, производные пшеницы, булгур, кукурузная крупа, овсянка, киноа служат гарнирами и основным источником сложных углеводов, которые обеспечивают чувство насыщения и дарят энергию. Приправляя каши фруктами, медом и орехами можно получить вкусный десерт.
  • Рыба и морепродукты. Разрешены во все дни поста, кроме понедельника, среды и пятницы. Служат основным источником белка. Рыбу при приготовлении рекомендуется не жарить и не увлекаться специями. Лучше отдавать предпочтение вареным, тушеным или приготовленным на пару блюдам.
  • Растительное мало. Разрешено во все дни, кроме понедельника, среды и пятницы. Оливковое, подсолнечное, льняное масло служат основным источником жиров, которые необходимы для усвоения многих витаминов. Им приправляют салаты и гарниры.
  • Бобовые культуры. Горох, бобы, фасоль, нут, соя, чечевица являются дополнительными источниками белка и альтернативой мясу. Для тех, кто не может длительное время воздерживаться от молочных продуктов, в крупных супермаркетах и специализированных магазинах можно приобрести молоко, йогурт, кефир, сливки из сои.
  • Кондитерские и хлебобулочные изделия. Разрешены продукты, в состав которых не входят молочные продукты и яйца. Во время поста рекомендуется воздерживаться от чрезмерного употребления кондитерских изделий.
  • Грибы. Это дополнительный источник растительного белка. Из них готовят основные блюда, гарниры, добавляют в салаты и закуски.
  • Сухофрукты и орехи. Грецкие орехи, миндаль, кешью, финики, инжир, чернослив, курага, изюм во время поста становятся главными лакомствами. Многим они заменяют десерты. Их часто едят на перекус, добавляют в салаты или каши.
  • Мед. Он служит отличным десертом и используется для приготовления выпечки и других десертов.
  • Вино. Разрешается 1-2 бокала в субботу и воскресенье.

Петров пост – это не только воздержание от некоторых видов пищи, с целью телесного очищения и воспитания силы воли. В первую очередь он направлен на развитие духовности человека. Во время поста запрещается заниматься делами, которые могут привести в состояние греховности, будут отвлекать от молитвы и покаянья.

  • В период поста следует избегать шумных компаний и вечеринок, стараться не ссориться.
  • Не желательно стричься, иначе волосы станут редкими.
  • Во время поста не рекомендуется давать деньги в долг, иначе человек сам окажется в долгах.

Рекомендуется воздержаться от занятий рукоделием. По народному поверью нарушив этот запрет, можно зашить свое счастье и благополучие.

Можно ли путешествовать В период поста лучше воздержаться от поездок, путешествий и командировок. Свободное время лучше проводить дома в кругу семьи или посвящать добрым делам. Приветствуются поездки, связанные с паломничеством по святым местам.

Можно ли зачинать ребенка Во время поста лучше воздерживаться от интимной близости. Между мужем и женой возможно исполнение супружеского долга по обоюдному согласию. В период поста лучше не планировать зачатие ребенка, однако если такая ситуация все же произойдет, то будущему малышу ничего не угрожает.

Можно ли читать светскую литературу В пост не распространяется запрет на чтение литературы. Духовники рекомендуют обратить внимание на книги, которые имеют духовное содержание. Такие произведения можно найти в классической русской литературе.

Можно ли крестить ребенка Крещение детей разрешено абсолютно в любой день года.

Можно ли играть свадьбу Регистрация брака допускается, но если молодые – верующие люди, то желательно перенести свадьбу на другие дни года. Церковь не благословляет данное событие в период поста. Есть поверье, что пара, связавшая себя узами брака в постные дни, не сможет обрести счастье в семейной жизни. Венчание во время Петрова поста не совершается.

Как не ощущать голод во время поста

Как правило, постная пища менее калорийная. Она быстро усваивается, что приводит к скорому ощущению голода. Чтобы не испытывать дискомфорта, следует увеличить количество приемов пищи, добавить перекусы.

Чтобы не переедать и быстрее почувствовать насыщение, рекомендуется тщательно пережевывать еду.

Это позволяет растянуть время приема пищи, благодаря чему центр мозга, который отвечает за голод, успевает получить сигнал из рецепторов в желудке, не допустив переедания.

Поговорки и приметы

  • Петровка (Петров пост) – голодовка, Спасовка (Успенский) – лакомка.
  • Петровка – на хлеб голодовка.
  • Дворянская кровь и в Петровки мерзнет (зябнет).

Петров пост у католиков

В отличие от Православной церкви в католическом богослужебном цикле нет Петрова поста.

Другие многодневные посты

Как провести Петров пост — Православная энциклопедия Азбука веры

Оглав­ле­ние

Когда был уста­нов­лен Петров пост

  • Уста­нов­ле­ние Пет­рова поста отно­сится к первым вре­ме­нам Пра­во­слав­ной Церкви.
  • О цер­ков­ном уста­нов­ле­нии этого поста упо­ми­на­ется в поста­нов­ле­ниях апо­столь­ских:
  • «После Пяти­де­сят­ницы празд­нуйте одну сед­мицу, а потом пости­тесь; спра­вед­ли­вость тре­бует и радо­ваться по при­ня­тии даров от Бога, и поститься после облег­че­ния плоти».

Но осо­бенно этот пост утвер­дился, когда в Кон­стан­ти­но­поле и Риме, тогда еще не отпав­шем от Пра­во­сла­вия, были постро­ены храмы во имя пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Петра и Павла.

Освя­ще­ние кон­стан­ти­но­поль­ского храма совер­ши­лось в день памяти апо­сто­лов 29 июня (по новому стилю – 12 июля), и с тех пор этот день стал осо­бенно тор­же­ствен­ным и на Востоке и на Западе. В Пра­во­слав­ной Церкви утвер­ди­лось при­го­тов­ле­ние бла­го­че­сти­вых хри­стиан к этому празд­нику постом и молит­вой.

С IV века сви­де­тель­ства отцов Церкви об апо­столь­ском посте ста­но­вятся все чаще, о нем упо­ми­нают св. Афа­на­сий Вели­кий, Амвро­сий Медио­лан­ский, а в V веке – Лев Вели­кий и Фео­до­рит Кир­ский.

Св. Афа­на­сий Вели­кий, опи­сы­вая в своей защи­ти­тель­ной речи к импе­ра­тору Кон­стан­цию бед­ствия, при­чи­нен­ные пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам от ариан, гово­рит: «Народ, постив­шийся в неделю, сле­ду­ю­щую за св. Пяти­де­сят­ни­цею, отошел для молитвы на клад­бище».

Почему этот пост назван апо­столь­ским

Этот летний пост, кото­рый сейчас мы назы­ваем Пет­ро­вым, или апо­столь­ским, раньше назы­вали постом Пяти­де­сят­ницы.

Цер­ковь при­зы­вает нас к этому посту по при­меру святых апо­сто­лов, кото­рые, приняв Свя­того Духа в день Пяти­де­сят­ницы, в посте и молитве (в труде и в изну­ре­нии, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте – 2Кор.11:27) гото­ви­лись ко все­мир­ной про­по­веди Еван­ге­лия.

Апо­столы Хри­стовы всегда при­го­тов­ляли себя к службе постом и молит­вой – они, совер­шив пост и молитву и воз­ло­жив на них руки, отпу­стили их (Деян.13:3).

По словам свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста «пост с верою много при­дает кре­по­сти; ибо научает вели­кому любо­муд­рию, чело­века соде­лы­вает Анге­лом, да еще укреп­ляет против сил бес­те­лес­ных… тот, кто молится, как должно, и притом постится, немно­гого тре­бует; а кто тре­бует немно­гого, тот не будет среб­ро­лю­бив; а кто не среб­ро­лю­бив, тот любит пода­вать мило­стыню. Кто постится, тот ста­но­вится легким и окры­ля­ется, и с бодрым духом молится, уга­шает злые похоти, уми­ло­стив­ляет Бога и сми­ряет над­мен­ный дух свой. Поэтому-то апо­столы всегда почти пости­лись».

Почему Петров пост сле­дует за днем Пяти­де­сят­ницы

День Пяти­де­сят­ницы, когда в пяти­де­ся­тый день после исше­ствия Своего из гроба и в деся­тый день по воз­не­се­нии Своем Гос­подь, вос­сев­ший одес­ную Отца, нис­по­слал Пре­свя­того Духа на всех Своих уче­ни­ков и апо­сто­лов, — один из вели­чай­ших празд­ни­ков.

Это совер­ше­ние нового веч­ного завета с людьми, о кото­ром пред­ска­зал пророк Иере­мия: «Вот насту­пают дни, гово­рит Гос­подь, когда Я заключу с домом Изра­иля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заклю­чил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы выве­сти их из земли Еги­пет­ской; тот завет Мой они нару­шили, хотя Я оста­вался в союзе с ними, гово­рит Гос­подь. Но вот завет, кото­рый Я заключу с домом Изра­и­ле­вым после тех дней, гово­рит Гос­подь: вложу закон Мой во внут­рен­ность их и на серд­цах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим наро­дом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и гово­рить: «познайте Гос­пода», ибо все сами будут знать Меня, от малого до боль­шого, гово­рит Гос­подь, потому что Я прощу без­за­ко­ния их и грехов их уже не вос­по­мяну более» (Иер.31:31–34).

Дух Святой, сошед­ший на апо­сто­лов, Дух истины, Дух пре­муд­ро­сти и откро­ве­ния начер­тал вместо Синай­ского новый Сион­ский закон, не на скри­жа­лях камен­ных, но на пло­тя­ных скри­жа­лях сердца (2Кор.3:3). Место Синай­ского закона засту­пила бла­го­дать Свя­того Духа, зако­но­по­ла­га­ю­щего, пода­ю­щего силы к испол­не­нию Закона Божи­его, изре­ка­ю­щего оправ­да­ние не по делам, а по бла­го­дати.

Мы не постимся в Пяти­де­сят­ницу, потому что в эти дни Гос­подь пре­бы­вал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заста­вить сынов чер­тога брач­ного поститься, когда с ними жених? (Лк.5:34). Обще­ние с Гос­по­дом есть как бы пища для хри­сти­а­нина. Итак, во время Пяти­де­сят­ницы мы пита­емся Гос­по­дом, с нами обра­ща­ю­щимся.

«После про­дол­жи­тель­ного празд­ника Пяти­де­сят­ницы пост осо­бенно необ­хо­дим, чтобы подви­гом его очи­стить нам мысли и соде­латься достой­ными даров Свя­того Духа,- пишет св. Лев Вели­кий.

Читайте также:  Как легко перенести гастроскопию: советы

— За насто­я­щим празд­не­ством, кото­рое Дух Святой освя­тил Своим соше­ствием, обык­но­венно сле­дует все­на­род­ный пост, бла­го­де­тельно уста­нов­лен­ный для вра­че­ва­ния души и тела, и потому тре­бу­ю­щий, чтобы мы про­вож­дали его с долж­ным бла­го­во­ле­нием.

Ибо мы не сомне­ва­емся, что после того, как апо­столы испол­ни­лись обе­то­ван­ною свыше силой, и Дух истины все­лился в сердца их, между про­чими тай­нами небес­ного учения, по вну­ше­нию Уте­ши­теля, пре­по­дано также учение и о духов­ном воз­дер­жа­нии, чтобы сердца, очи­ща­ясь постом, дела­лись спо­соб­ней­шими к при­ня­тию бла­го­дат­ных даро­ва­ний, …нельзя сра­жаться с пред­сто­я­щими уси­ли­ями гони­те­лей и ярост­ными угро­зами нече­сти­вых в изне­жен­ном теле и утуч­нен­ной плоти, поскольку то, что услаж­дает нашего внеш­него чело­века, раз­ру­шает внут­рен­него, и напро­тив, разум­ная душа тем больше очи­ща­ется, чем больше умертв­ля­ется плоть.

Поэтому-то учи­тели, про­све­тив­шие при­ме­ром и настав­ле­нием всех чад Церкви, начало брани за Христа озна­ме­но­вали святым постом, чтобы, выходя на брань против духов­ного раз­вра­ще­ния, иметь для этого оружие в воз­дер­жа­нии, кото­рым можно было бы умерт­вить гре­хов­ные вожде­ле­ния, ибо неви­ди­мые наши про­тив­ники и бес­плот­ные враги не одо­леют нас, если мы не будем пре­да­ваться плот­ским похо­тям. Хотя в иску­си­теле жела­ние вре­дить нам посто­янно и неиз­менно, но оно оста­ется бес­силь­ным и без­дей­ствен­ным, когда он не найдет в нас сто­роны, с кото­рой ему можно напасть…

По этой-то при­чине уста­нов­лен неиз­мен­ный и спа­си­тель­ный обычай – после святых и радост­ных дней, празд­ну­е­мых нами в честь Гос­пода, вос­крес­шего из мерт­вых и потом воз­нес­ше­гося на небеса, и после при­ня­тия дара Свя­того Духа, про­хо­дить поприще поста.

Этот обычай необ­хо­димо, усердно соблю­дать и для того, чтобы в нас пре­бы­вали те дары, кото­рые сооб­щены ныне Церкви от Бога. Соде­лав­шись хра­мами Свя­того Духа и, более чем когда-либо, быв напо­ены Боже­ствен­ными водами, мы не должны покор­ство­вать ника­ким вожде­ле­ниям, не должны слу­жить ника­ким поро­кам, чтобы жилище доб­ро­де­тели не осквер­ни­лось ничем нече­сти­вым.

При помощи и содей­ствии Божием мы все можем достиг­нуть этого, если только, очищая себя постом и мило­сты­ней, будем ста­раться осво­бо­дить себя от скверн гре­хов­ных и при­но­сить обиль­ные плоды любви».

Далее св.

Лев Рим­ский пишет: «Из апо­столь­ских правил, кото­рые внушил Сам Бог, пер­во­сто­я­тели цер­ков­ные, по вну­ше­нию Свя­того Духа, первым поста­вили то, чтобы все подвиги доб­ро­де­тели начи­нать с поста.

Это они сде­лали потому, что запо­веди Божии можно испол­нить хорошо только тогда, когда воин­ство Хри­стово ограж­дено от всех соблаз­нов греха святым воз­дер­жа­нием.

Итак, воз­люб­лен­ные, должны мы упраж­няться в посте пре­иму­ще­ственно в насто­я­щее время, в кото­рое запо­ве­ду­ется нам пост, по окон­ча­нии пяти­де­сяти дней, про­тек­ших от вос­кре­се­ния Хри­стова до соше­ствия Свя­того Духа и про­ве­ден­ных нами в особом тор­же­стве.

Этот пост запо­ве­дан, чтобы предо­хра­нить нас от бес­печ­но­сти, в кото­рую очень легко впасть из-за дол­го­вре­мен­ного раз­ре­ше­ния на пищу, кото­рым мы поль­зо­ва­лись. Если ниву нашей плоти не воз­де­лы­вать непре­станно, на ней легко воз­рас­тают терние и вол­чицы, и при­но­сится такой плод, кото­рый не соби­рают в жит­ницу, а обре­кают на сожже­ние.

Поэтому мы обя­заны ныне со всем тща­нием хра­нить те семена, кото­рые при­няли в наши сердца от небес­ного Сея­теля, и осте­ре­гаться, чтобы завист­ли­вый враг как-нибудь не испор­тил даро­ван­ного Богом, и в раю доб­ро­де­те­лей не взросли терние поро­ков.

Отвра­тить же это зло можно только мило­стию и постом».

Бл. Семион Фес­са­ло­ни­кий­ский пишет, что пост уста­нов­лен в честь апо­сто­лов, «потому что через них мы спо­до­би­лись многих благ и они яви­лись для нас дея­те­лями и учи­те­лями поста, послу­ша­ния… и воз­дер­жа­ния.

Это против воли сви­де­тель­ствуют и лати­няне, чествуя апо­сто­лов постом в их память.

Но мы, согласно с поста­нов­ле­ни­ями апо­столь­скими, состав­лен­ными Кли­мен­том, после соше­ствия Свя­того Духа одну неделю тор­же­ствуем, а потом, со сле­ду­ю­щей за тем, чествуем пре­дав­ших нам поститься апо­сто­лов».

Почему апо­столы Петр и Павел назы­ва­ются пер­во­вер­хов­ными

По сви­де­тель­ству слова Божия, апо­столы зани­мают особое место в Церкви – каждый должен разу­меть нас, как слу­жи­те­лей Хри­сто­вых и домо­стро­и­те­лей тайн Божиих (1Кор.4:1).

Обле­чен­ные равной силой свыше и оди­на­ко­вой вла­стью раз­ре­шать грехи, все апо­столы сядут на две­на­дцати пре­сто­лах возле Сына Чело­ве­че­ского (Мф.19:28).

Хотя неко­то­рые апо­столы и отли­чены в Писа­нии и пре­да­нии, напри­мер Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был глав­ным и даже пре­вос­хо­дя­щим честью осталь­ных.

Но так как в Дея­ниях апо­столь­ских пре­иму­ще­ственно повест­ву­ется о трудах апо­сто­лов Петра и Павла, то Цер­ковь и святые отцы, бла­го­го­вея при имени каж­дого из апо­сто­лов, этих двоих назы­вают пер­во­вер­хов­ными.

Цер­ковь про­слав­ляет апо­стола Петра как пред­на­чав­шего из лика апо­сто­лов испо­ве­дать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потру­див­ше­гося и при­чис­лен­ного к высшим из апо­сто­лов Духом Святым (2Кор.2:5); одного – за твер­дость, дру­гого – за свет­лую муд­рость.

Назы­вая двоих апо­сто­лов вер­хов­ными, по пер­вен­ству порядка и трудов. Цер­ковь вну­шает, что глава ее есть один только Иисус Хри­стос, а все апо­столы – слу­жи­тели Его (Кол.1:18).

Святой апо­стол Петр, до при­зва­ния своего носив­ший имя Симон, стар­ший брат апо­стола Андрея Пер­во­зван­ного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выра­же­нию св. Иоанна Зла­то­уста, это был чело­век пла­мен­ный, некниж­ный, про­стой, бедный и бого­бо­яз­нен­ный.

Он был при­ве­ден к Гос­поду своим братом Андреем, и при первом же взгляде на про­стого рыбака Гос­подь пред­на­рек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гре­че­ски – Петр, то есть камень. По избра­нии Петра в число апо­сто­лов Гос­подь посе­тил его убогий дом и исце­лил тещу от горячки (Мк.

1:29–31).

В числе трех уче­ни­ков Своих Гос­подь удо­стоил Петра быть сви­де­те­лем Своей Боже­ствен­ной славы на Фаворе, Своей Боже­ствен­ной силы при вос­кре­ше­нии дочери Иаира (Мк.5:37) и Своего по чело­ве­че­ству уни­чи­же­ния в саду Геф­си­ман­ском.

Петр горь­кими сле­зами рас­ка­я­ния омыл свое отре­че­ние от Христа, и первым из апо­сто­лов вошел в гроб Спа­си­теля по вос­кре­се­нии Его, и первым из апо­сто­лов удо­сто­ился узреть Вос­крес­шего.

Апо­стол Петр был выда­ю­щимся про­по­вед­ни­ком. Сила его слова была столько велика, что он обра­щал ко Христу по три, по пять тысяч чело­век. По слову апо­стола Петра обли­ча­е­мые в пре­ступ­ле­нии падали мерт­выми (Деян.5:5,10), мерт­вые вос­кре­сали (Деян.9:40), боль­ные исце­ля­лись (Деян.9:3–34) даже от при­кос­но­ве­ния к ним одной тени про­хо­дя­щего апо­стола (Деян.5:15).

Но у него не было пер­вен­ства власти. Все цер­ков­ные дела реша­лись общим голо­сом апо­сто­лов и пре­сви­те­ров со всей Цер­ко­вью.

Апо­стол Павел, говоря об апо­сто­лах, почи­та­е­мых стол­пами, постав­ляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (Гал.2:9), себя же при­чис­ляет к ним (2Кор.11:5)

и срав­ни­вает с Петром. Собор посы­лает Петра на дело слу­же­ния так же, как и других уче­ни­ков Хри­сто­вых.

Апо­стол Петр совер­шил пять путе­ше­ствий, про­по­ве­дуя Еван­ге­лие и многих обра­щая ко Гос­поду. Послед­нее путе­ше­ствие окон­чил в Риме, где с вели­ким усер­дием бла­го­вест­во­вал веру Хри­стову, умно­жая число уче­ни­ков. В Риме апо­стол Петр обли­чил обман Симона волхва, кото­рый выда­вал себя за Христа, обра­тил ко Христу двух жен, люби­мых Неро­ном.

По пове­ле­нию Нерона 29 июня 67 года апо­стол Петр был распят. Он просил мучи­те­лей рас­пять себя голо­вой вниз, желая этим пока­зать раз­ли­чие между своими стра­да­ни­ями и стра­да­ни­ями своего Боже­ствен­ного Учи­теля.

Чудесна исто­рия обра­ще­ния свя­того апо­стола Павла, до этого носив­шего еврей­ское имя Савл.

Савл, вос­пи­тан­ный в законе иудей­ском, нена­ви­дел и терзал Цер­ковь Хри­стову, и даже выпро­сил у синед­ри­она власть всюду нахо­дить и пре­сле­до­вать хри­стиан. Савл терзал цер­ковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отда­вал в тем­ницу (Деян.8:3).

Одна­жды «Савл же, еще дыша угро­зами и убий­ством на уче­ни­ков Гос­пода, пришел к пер­во­свя­щен­нику и выпро­сил у него письма в Дамаск к сина­го­гам, чтобы, кого найдет после­ду­ю­щих сему учению, и мужчин и женщин, связав, при­во­дить в Иеру­са­лим. Когда же он шел и при­бли­жался к Дамаску, вне­запно осиял его свет с неба.

Он упал на землю и услы­шал голос, гово­ря­щий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Гос­поди? Гос­подь же сказал: Я Иисус, Кото­рого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в тре­пете и ужасе сказал: Гос­поди! что пове­лишь мне делать? и Гос­подь сказал ему: встань и иди в город; и ска­зано будет тебе, что тебе надобно делать.

Люди же, шедшие с ним, стояли в оце­пе­не­нии, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с откры­тыми гла­зами никого не видел. И повели его за руки, и при­вели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» (Деян.9:1–9).

Упор­ный гони­тель хри­сти­ан­ства ста­но­вится неуто­ми­мым про­по­вед­ни­ком Еван­ге­лия. Жизнь, поступки, слова, посла­ния Павла – все сви­де­тель­ствует о нем, как избран­ном сосуде бла­го­дати Божией. Ни скорбь, ни тес­нота, ни гоне­ние, ни голод, ни нагота, ни опас­но­сти, ни меч, ни смерть не могли осла­бить в сердце Павла любви к Богу.

Он совер­шал непре­стан­ные путе­ше­ствия в разные страны для про­по­веди Еван­ге­лия иудеям и осо­бенно языч­ни­кам. Эти путе­ше­ствия сопро­вож­да­лись необы­чай­ным могу­ще­ством про­по­веди, чуде­сами, неусып­ным трудом, неис­то­щи­мым тер­пе­нием и высо­кой свя­то­стью жизни.

Труды апо­столь­ского слу­же­ния Павла были бес­при­мерны. Он сам о себе гово­рил: более всех их потру­дился (1Кор.15:10). За свои труды апо­стол пре­тер­пел неис­чис­ли­мые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апо­сто­лом Петром он принял муче­ни­че­скую кон­чину в Риме.

Как рим­ский граж­да­нин он был обез­глав­лен мечом.

Пра­во­слав­ная Цер­ковь почи­тает апо­сто­лов Петра и Павла как про­све­тив­ших запад­ный мрак, про­слав­ляет Пет­рову твер­дость и Павлов разум и созер­цает в них образ обра­ще­ния согре­ша­ю­щих и исправ­ля­ю­щихся в апо­столе Петре – образ отверг­ше­гося от Гос­пода и пока­яв­ше­гося, в апо­столе Павле – образ сопро­тив­ляв­ше­гося про­по­веди Гос­под­ней и потом уве­ро­вав­шего.

Сколько длится Петров пост

Петров пост зави­сит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому про­дол­жи­тель­ность его раз­лична. Он всегда начи­на­ется с окон­ча­нием Триоди, или после недели Пяти­де­сят­ницы, и пре­кра­ща­ется 12 июля (29 июня по ст. стилю), если празд­ник святых апо­сто­лов Петра и Павла будет не в среду и не в пят­ницу.

Самый про­дол­жи­тель­ный пост заклю­чает в себе шесть недель, а самый корот­кий – неделю и один день.

Антио­хий­ский пат­ри­арх Феодор Валь­са­мон (XII век) гово­рит: «За семь дней и больше до празд­ника Петра и Павла все верные, то есть мир­ские и монахи, обя­заны поститься, а непо­стя­щи­еся да будут отлу­чены от сооб­ще­ния пра­во­слав­ных хри­стиан».

Как пра­вильно питаться в дни Пет­рова поста

Подвиг Пет­рова поста менее строг, чем Четы­ре­де­сят­ница: во время Пет­рова поста устав Церкви пред­пи­сы­вает еже­не­дельно, по три дня – по поне­дель­ни­кам, средам и пят­ни­цам – воз­дер­жи­ваться от рыбы, вина и масла, и сухо­ясти в девя­тый час после вечерни; в осталь­ные же дни сле­дует воз­дер­жи­ваться только от рыбы.

В суб­бот­ние, вос­крес­ные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо вели­кого свя­того или дни хра­мо­вого празд­ника также раз­ре­ша­ется рыба.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *